Упражнения релаксации для педагогов
Дата: 29 января 2025 года
Цель: снижение уровня стресса и напряжения, улучшение самочувствия и эмоционального фона, повышение уровня концентрации посредством использования различных техник релаксации.
Целевая аудитория: Педагоги образовательного учреждения
1. Предпосылки для проведения упражнений:
Работа педагогов связана с высоким уровнем стресса, постоянным взаимодействием с детьми, административной нагрузкой и эмоциональной напряженностью. Для уменьшения негативных последствий стресса и повышения общего уровня благополучия был проведен курс расслабляющих упражнений, включающий элементы
2. Цели упражнений:
- Снижение физического и эмоционального напряжения.
- Обучение методам саморегуляции в стрессовых ситуациях.
- Улучшение концентрации и психоэмоционального фона через использование расслабляющих практик.
3. Описание выполненных упражнений:
Упражнение 1: «Тряпичная кукла и солдат»
- Цель: Снятие физического напряжения и улучшение осознания своих телесных ощущений.
- Процесс: Участники начали с позы «солдат» — напряжённая осанка, вытянутые ноги и спина, как будто они застыли. Затем они плавно перешли в позу «тряпичной куклы», расслабляя руки и тело. Это движение повторялось несколько раз, чтобы каждый почувствовал изменения в своём состоянии.
- Результат: педагоги отметили, что в процессе выполнения упражнения почувствовали значительное расслабление в области плеч и шеи, которые часто являются зонами с высоким уровнем напряжения. Эмоциональное состояние улучшилось, участники почувствовали, как стресс начинает
Упражнение 2: Техники антистрессового и успокоительного дыхания
- Дыхание змеи
- Цель: Снятие внутренних спазмов и расслаб
- Процесс: Участники делали глубокий в
- Варианты: выдох со звуком «ш-ш-ш» или «щ-щ-щ». Важно было контролировать продолжительность выдоха и акцентировать внимание на звуке, создающем вибрацию.
- Результат: многие участники сообщили, что почувствовали расслабление в области грудной клетки и диафрагмы. Дыхание стало более ровным и спокойным.
- Дыхание паровоза
- Цель: активизировать энергию и снять напряжение с помощью быстрых и ярких выдохов.
- Процесс: участники делали вдох через нос, а затем энергично произносили звук «чух» на выдохе. Процесс повторялся быстро, 15-20 раз.
- Варианты: дробный выдох с произнесением звука несколько раз.
- Результат: это упражнение взбодрило и повысило концентрацию внимания большинства участников. Многим понравилось, что оно снимает чувство усталости.
- Дыхание по квадрату (квадратное дыхание)
- Цель: Нормализация эмоционального состояния через уравновешивание дыхания.
- Процесс: участники выполняли дыхательные упражнения по схеме: вдох, задержка дыхания, выдох и еще одна задержка. Каждый цикл длился 4 секунды.
- Результат: участники отметили, что это упражнение помогает почувствовать гармонию и покой. Также уменьшилось физическое напряжение, а внимание стало более сосредоточенным.
4. Результаты работы:
Упражнения позволили участникам быстро снять напряжение и стресс, улучшить эмоциональный фон и общее самочувствие. Многие педагоги отметили значительное снижение уровня тревожности и улучшение концентрации после выполнения упражнений. В результате практики повысился общий уровень комфорта и удовлетворённости.
5. Общие выводы:
Использование упражнений на релаксацию с педагогами продемонстрировало их эффективность в снижении стресса и улучшении эмоционального состояния. Важно, что эти методы можно легко интегрировать в повседневную практику, особенно в моменты высокой эмоциональной нагрузки.
6. Рекомендации для продолжения работы:
- Регулярно выполняйте дыхательные и расслабляющие упражнения (минимум 2-3 раза в неделю).
- Включение в программу саморазвития педагогов дополнительных техник управления эмоциями, таких как осознанность.
- Проведение подобных упражнений в коллективе для повышения сплоченности и улучшения общего настроя.
https://6sh-lsk.edu.kz/ru/psikhologicheskaya-sluzhba/561-uprazhneniya-relaksatsii-dlya-pedagogov#sigFreeId3cfdc7177a